Автор: Стив Коллинг (Steve Collings), аудиторский и технический партнер Leavitt Walmsley Associates Ltd.
Источник: AAT
FRS 102 “Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Ирландской республике” обязательны для применения малыми компаниями начиная с конца декабря 2016 года и далее. Это значит, что в этом году Великобритания станет свидетелем множества переходов на новую систему организаций, которые решили не идти путем досрочного применения.
Процесс перехода стартует с самого первого дня перехода – т.е. в данном случае с начала сравнительного периода, а это значит, что для отчетности за период, закончившийся 31 декабря 2016 года, начальной датой берется 1 января 2015 года. Баланс открытия на 1 января 2015 года придется пересчитать, если это необходимо, в соответствии с требованиями FRS 102, и то же самое придется сделать с балансом на конец сравнительного годового периода. Все финансовые отчеты, таким образом, должны быть последовательными и сопоставимыми.
Исключения, доступные малым предприятиям
У малых компаний (в определении Закона о компаниях 2006 г.) есть 21 исключение, оговоренное в Секции 35 стандарта FRS 102 (которая так и называется - “Переход на данный стандарт”). Три исключения имеют специфическую природу, поскольку речь в них идет о:
- Выплатах на основе долевых инструментов (параграф 35.10 (b))
- Измерении справедливой стоимости финансовых инструментов (параграф 35.10(u))
- Транзакциях по финансированию с участием связанных сторон (параграф 35.10 (v))
Основная цель этих опциональных исключений в том, чтобы сэкономить время малым предприятиям. В случае первого применения FRS 102 у них есть возможность использовать все эти исключения, какие-то отдельные, или не использовать их вовсе. В действительности, однако, очень маловероятно, что компании, впервые применяющиеся стандарт, будут применять все 21 исключение.
Самый распространенный и популярный тип опциональных исключений касается использования в прошлых переоценках условных (“deemed”) издержек, оговоренных параграфом 35.10(d). Это исключение позволяет впервые применяющей стандарт организации использовать переоценку по прежним стандартам в отношении объекта основных средств в качестве условных издержек на дату перехода. Важно подчеркнуть, что использованная переоценка должна относиться на дату до перехода на FRS 102 или на саму эту дату, но не может быть после перехода. Кроме того, параграф 35.10(c) также разрешает использовать справедливую стоимость в роли условных издержек.
Еще один распространенный тип исключений, популярный среди компаний, связан с арендными льготами. Если компания вступила в лизинговое соглашение до даты перехода, и у нее остаются еще какие-то арендные льготы для амортизации, она может либо продолжать списывать их через прибыли и убытки по прежним стандартам UK GAAP (до того момента, пока ставка арендных платежей не вернется назад к рыночной), либо пересчитать стоимость арендных льгот к величине, какая у них была бы по FRS 102. По стандарту FRS 102 арендные льготы не списываются до того момента, пока ставка арендных платежей не вернется назад к рыночной – вместо этого они списываются на протяжении всего срока действия аренды. Следовательно, поскольку по FRS 102 арендные льготы списываются, очевидно, в течение более продолжительного периода времени, влияние операционной аренды на прибыли и убытки будет выше, чем было бы по прежнему стандарту UITF 28 “Operating lease incentives” (“Льготы по операционной аренде”). Налоговая служба Ее Величества (HMRC) признает в своей недавней декабрьской обзорной публикации по теме влияния FRS 102 на корпоративные налоги, что это создает потенциал для расхождений в признании доходов в налоговых целях – следовательно, у лизингополучателей могут возникнуть небольшие налоговые преимущества, если они действительно решат пересчитать лизинговые платежи.
Раскрытия в период перехода
Малым компаниям рекомендуется, чтобы они показывали в отчетности влияние перехода на свой капитал и прибыли и убытки за предыдущий период. Эти раскрытия выполняются согласно параграфам 35.12 - 35.15 FRS 102. Сами по себе они, может, и не обязательны, но малым предприятиям очень рекомендуют ими не пренебрегать, если были существенные корректировки при переходе и за прошлый годовой период. Составители отчетности малых компаний обязаны помнить о по-прежнему сохраняющейся обязанности составлять отчетность таким образом, чтобы она давала правдивое и непредвзятое представление, а самого по себе выполнения минимальных требований может оказаться для этого недостаточным. С этой точки зрения составителям отчетности стоит обратить внимание на Приложение D “Дополнительные раскрытия, рекомендуемые малым предприятиям” к Секции 1А стандарта. Кроме того, о параграфе 1A.17 также не стоит забывать, поскольку он требует от организаций принять в расчет и показать любые раскрытия, оговоренные Секциями 8 и 35 FRS 102. Они относятся к существенным транзакциям, событиям и условиям, релевантным для параграфов 1A.5 и 1A.16 (эти да параграфа как раз оговаривают необходимость “правдивого и непредвзятого” представления отчетности малым предприятием).
Переход на FRS 102, вне всяких сомнений, потребует дополнительной работы в плане подготовки финансовой отчетности при первом применении стандарта. Составителям стоит подумать в этой связи об обязательных исключениях, оговоренных в параграфе 35.9 (оговаривают типы транзакций, которые не нужно ретроспективно пересчитывать). В довесок к этому хорошее понимание опциональных исключений в параграфе 35.10 будет полезным, поскольку позволит значительно сэкономить время в процессе перехода.