Что необходимо учитывать при разработке успешной стратегии управления активами группы компания?

Финансовый менеджмент

Автор:
Источник: Практические материалы с конференции "Стратегии управления активами группы компаний", 24-25 ноября 2005г, Киев
Опубликовано: 12 января 2006

Определимся в основных понятиях . Так , стратегию управления активами холдинга ( группы компаний ) мы называем корпоративной стратегией . Стратегию рыночных действий актива ( бизнес единицы ) – стратегией конкурирования . Стратегия конкурирования состоит из и реализуется благодаря набору функциональных стратегий .

Целью корпоративной стратегии является нарашивание стоимости портфеля активов группы за счет слияний и органичного роста . Цель стратегии конкурирования заключается в нарашивании конкурентных преимуществ бизнес единицы за счет выявления и поглощения целевых активов , а также повышения операционной эффективности . Функциональные стратегии нацеливаются на наиболее эффективное использование факторов , которые определяют перспективы наращивания стоимости актива . Фактор стоимости актива – один или несколько параметров , управление которыми позволяет получить максимальный денежный поток от присутствия актива на заданном рынке .

Главное , чем отличается корпоративная стратегия от стратегии конкурирования , заключается в последствиях неправильных решений : если погрешности в стратегии конкурирования негативно влияют только на рыночное положение актива , то ошибки в корпоративной стратегии могут стать фатальными для всей группы . Соответственно , значимость успешной корпоративной стратегии для группы компаний приобретает первостепенное значение .

Что же определяет правильность решений при разработке корпоративных стратегий , а значит – предопределяет их успешность ? Международный опыт и наша практика показывают , что основными среди таких детерминант являются :

Правильный выбор приоритетов в оценке альтернативных сценариев корпоративной стратегии на основании понимания степени концентрации рынков , на которых действуют активы группы , и умения прогнозировать темпы дальнейшей консолидации этих рынков .

Обоснованное выделение набора факторов , которые влияют на стоимость отдельного актива и всего портфеля активов , и построение на их основе системы управления в холдинге .

Выделение в организационно – функциональной структуре управления группой компаний отдельных суб – холдингов в соответствии с матрицей «степень концентрации – система управления» .

Проиллюстрируем сказанное на примере мирового рынка безалкогольных напитков и отечественного рынка минеральной воды .

Мировой рынок безалкогольных напитков является одним из самых концентрированных . В последнее пятилетие прошлого века для него показатель CR3 рыночной концентрации составлял более 60%, а показатель Хершмана – Герфиндаля HHI – более 0,2. Тем не менее , заметное снижение этих показателей в течение последнего десятилетия свидетельствует , что мировой рынок безалкогольных напитков быстрыми темпами деконсолидируется .

Такая оценка позволяет предположить , что крупные мировые игроки ищут в настоящее время новых возможностей для роста , и вероятным их местом могут стать развивающиеся рынки , к которым относится и рынок минеральных вод Украины .

В течение с 2003 по 2005 год рынок минеральных вод в Украине непрерывно , хотя и медленно консолидировался ( показатель CR3 для него увеличивался с 29,9% в 2003 году до 34,3% в 2005, а индекс HHI – с 0,043 в 2003 году до 0,059 в 2005). Тем не менее , на сегодняшний момент он выглядит относительно слабо концентрированным .

Автор:

 

Все статьи цикла «Практические материалы с конференции «Стратегии управления активами группы компаний», 24-25 ноября 2005г, Киев»

(состоит из 14 статей)

Построение стратегии управления активами на примере корпорации «Инком» (14 декабря 2005)

Формирование стратегии развития холдинга с целью повышения возврата на инвестированный капитал (14 декабря 2005)

Стратегическое управление холдином: как заставить систему работать? (14 декабря 2005)

Ключевые проблемы стратегии управления активами группы компании (14 декабря 2005)

Оптимизация структуры капитала (14 декабря 2005)

Факторы, влиящие на эфективно работающую финансовую систему холдинга (14 декабря 2005)

Управленческий учет для холдинговых компаний (14 декабря 2005)

Финансовое управление на уровне business-unit вертикально-интегрированных холдингов: практика (12 января 2006)

Аутсорсинг активов: инструменты и готовность российских предприятий к аутсорсингу (18 января 2006)

Стратегия управления важнейшими нематериальными активами группы компаний (12 января 2006)

Реструктуризация автомобильного производства корпорации УКРАВТО (18 января 2006)

Подготовка корпорации к выходу на внешние рынки капитала (12 января 2006)

Интегрированный риск менеджмента компании: критерии и технологии (18 января 2006)

Что необходимо учитывать при разработке успешной стратегии управления активами группы компания? (12 января 2006)