Новые задачи, стоящие перед финансовым директором

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 сентября 2005

Бернард Кук

В настоящее время происходит резкое изменение условий хозяйственной деятельности, при этом России приходится в кратчайшие сроки осуществлять то, на что западным странам потребовалось пятьдесят лет. Сегодня бизнес во всем мире отличается высоким уровнем конкуренции и постоянно меняющимися условиями хозяйствования. Соответственно постоянно расширяется совокупность знаний, необходимых бухгалтерам и аудиторам для оказания профессиональных услуг высокого качества. В России знания и опыт, приобретенные бухгалтером в начале своей профессиональной карьеры, уже во многом не отвечают современным требованиям. В то же время не одни российские бухгалтеры оказались в данном положении. На западе считается, что знания, приобретенные на этапе профессиональной переподготовки, имеют ограниченный срок полезного использования. В частности, результаты исследования в Великобритании показали, что срок полезного использования знаний, приобретенных в вузе, составляет четыре года. Так же быстро устаревают навыки, полученные в ходе профессиональной переподготовки.

Представителям бухгалтерской профессии во всем мире приходится решать следующую задачу: им необходимо быстро и эффективно совершенствовать свои навыки в ответ на изменения условий хозяйственной деятельности, в противном случае они перестанут удовлетворять современным требованиям.

В настоящее время мировое финансовое сообщество осознало, что функции финансового директора и сотрудников его отдела изменились. Традиционно их основная роль заключалась в составлении ежемесячной и годовой бухгалтерской отчетности. Однако им на смену приходят компьютерные технологии, позволяющие решить данные задачи быстрее, дешевле и с большей степенью достоверности.

Так каковы же функции финансового директора в современных условиях?

Традиционные задачи в области составления бухгалтерской отчетности

Организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность как для информирования общественности, так и для целей налогообложения, привлечения инвестиций, налоговых и прочих льгот. Однако в современном бизнесе решения принимаются так быстро, что годовая финансовая отчетность все чаще превращается в «анахронизм». Даже налоговые органы уже не ждут официального подведения итогов года, а предпочитают собирать налоги ежемесячно.

С появлением в Интернете программного продукта «ASP», при помощи которого предприятиям малого и среднего бизнеса удалось полностью автоматизировать бухгалтерский учет, уходят в прошлое традиционные задачи бухгалтеров в сфере составления финансовой отчетности. Крупные организации могут устанавливать аналогичные системы. В настоящее время в Америке такие программные продукты получают все большее распространение.

Следующим шагом станут хозяйственные операции без сопроводительной документации. С наступлением эры электронной коммерции появляются и электронные офисы, в которых вся традиционно «бумажная» работа ведётся на компьютерах. Поставки товаров могут отражаться в учете с использованием портативного компьютера, подсоединенного к компьютеру компании-покупателя. Ведение такого учета стало возможным благодаря международной стандартизации кодов изделий. Счета могут выставляться в форме закодированных и считываемых с монитора документов, распознаваемых при помощи программного обеспечения по бухгалтерскому учету. Авторизация оплаты поставок производится на экране монитора, при этом программный продукт «ASP» позволяет передать платежное поручение непосредственно в банк.

Теперь перейдем к процессу прогнозирования. Здесь также тон задают американцы, которые заставляют директоров составлять прогнозы на год вперед, а затем объяснять общественности, почему им не удалось достичь запланированных показателей. Именно так осуществлялся переход от счетоводства к определению будущих показателей хозяйственной деятельности.

Финансовый директор как источник информации для руководства предприятия

Сегодня предпринимателю для оперативного управления производством необходимо как можно скорее получать информацию. Финансовый директор является источником такой информации. Информация в виде колонок цифр была бесполезна для предпринимателя, что послужило толчком для создания теории анализа показателей в целях составления пригодных для использования отчетов. На данном этапе речь идет пока еще о прошлых периодах: мы рассматриваем финансового директора как счетовода, своевременно анализирующего результаты деятельности и проводящего расчеты в случае отсутствия фактической информации.

В современных условиях сжатые отчеты, в которых в наглядной форме разъясняются только хорошие новости и имеющиеся проблемы, представляются за редким исключением.

Финансовый директор как составитель планов развития производства

Предпринимателю постоянно требуется дополнительная информация о будущих периодах.

Для составления бизнес-плана финансовому директору необходимо знать производство, в котором он работает, а именно: функции каждого подразделения и соответствующий рынок товаров и услуг, а не только результаты хозяйственной деятельности в денежном выражении. Бизнес-план не ограничивается финансовыми показателями (т.е. сметой), в нем расписываются цели организации и задачи, которые должно решить каждое подразделение для достижения поставленных целей. Соответственно, весь процесс планирования находится в компетенции финансового директора.

Ответственность финансового директора за финансирование проектов

Финансовый директор традиционно отвечает за управление денежными средствами предприятия. Обеспечение своевременного выполнения обязательств компанией – наиболее простая задача. В условиях глобализации рынков финансовому директору приходится использовать несколько валют, курс которых может резко меняться. Кроме того, он участвует в сделках с такими товарами, как кофе или какао, в связи с чем ему необходимо понимать риски, связанные со срочными сделками или неисполнением обязательств на данных рынках.

Плох тот финансовый директор, который ограничивает рост бизнеса и отвергает проекты в связи с нехваткой денежных ресурсов. Финансовый директор обязан, среди прочего, обеспечить финансирование для успешного осуществления проекта. Для этого ему приходится вести переговоры с кредиторами – банками и участниками фондового рынка. Финансовый директор «продает» кредитору планы на будущее по аналогии с тем, как ведет себя обычный продавец продукции компании. Естественно, в бизнес-плане необходимо отразить стоимость заемных средств и предусмотреть неблагоприятные последствия. Следует помнить о том, что финансовый директор должен находиться на службе в компании, а не предприятие – на службе финансового директора.

Финансовый директор на страже этических норм компании

Рыночная экономика научила финансового директора подходить к бизнесу с точки зрения соблюдения этических норм компании. Предприниматель может слишком далеко зайти в своей повседневной деятельности, чтобы обращать внимание на такие «мелочи» как нормы законодательства и общепринятой практики бизнеса. Нарушения могут варьироваться от искажения показателя в годовой отчетности до мошенничества на предприятии. В задачи финансового директора входит выявление и противодействие фактам мошенничества или практике, наносящей ущерб компании. Данный круг обязанностей финансового директора раскрывается в принципах корпоративного управления. В принципах корпоративного управления освещаются все методы, позволяющие директорам обеспечить соответствие хозяйственной деятельности акционерного общества действующим нормам этики.

На практике финансовый директор создает систему контроля, обеспечивающую осуществление хозяйственной деятельности (i) оптимальным образом с финансовой точки зрения и (ii) в полном соответствии с провозглашенными целями компании, которые подлежат опубликованию и не должны противоречить международным нормам. Первое направление традиционно подлежало аудиту, а второе появилось совсем недавно.

Финансовый директор в современных реалиях

В прошлом финансовых директоров обвиняли в нерациональном использовании ресурсов компании, так как они всегда настаивали на покупке самого дешевого товара, даже когда его ценность не оправдывала затраченных средств. В связи с этим следует вспомнить старую русскую поговорку «скупой платит дважды». Современного финансового директора интересует отдача от затраченных средств, ведь это входит в его обязанности. Отсюда вытекает необходимость оперативного контроля за всеми участками деятельности компании. Продукция должна полностью соответствовать запланированному стандарту, т.е. быть не хуже и не лучше по своему качеству. Условия работы персонала также должны способствовать получению более качественных результатов. Неблагоприятные условия труда и низкая зарплата редко приводят к отдаче, оправдывающей затраченные средства.

Приобретение навыков

Таким образом, в быстро меняющихся условиях хозяйственной деятельности происходит изменение функций финансового директора. Умение адаптироваться к изменениям лежит в основе успешного выполнения стоящих перед ним задач. Ускорению процесса адаптации может способствовать постоянное обучение в течение всей жизни с учетом потребностей рынка.

Международная федерация бухгалтеров предлагает программу обучения на пред – и постквалификационном этапах. В Европе такие Институты, как Институт дипломированных бухгалтеров Шотландии, предоставляют бизнес-образование, более ориентированное на практическую подготовку. Техническим вопросам бухгалтерского учета все еще уделяется повышенное внимание в вузах. В то же время учебные программы дополнены модулями, в которых рассматриваются различные факторы хозяйственной деятельности, при этом финансовый компонент – всего лишь один из ее элементов. В учебную программу входят такие курсы, как стратегическое планирование, управление риском, маркетинг и управление персоналом.

Система постоянного образования предполагает, что бухгалтеры поддерживают и совершенствуют свою квалификацию в течение всей жизни. До сих пор мы рассмотрели влияние, которое оказывает рынок на карьеру бухгалтера, выполняющего функции финансового директора. Однако не следует забывать о другом важном факторе, влияющем на выбор формы обучения в течение всей профессиональной жизни. Профессиональные ассоциации, в частности шотландский институт бухгалтеров, пришли к выводу, что система постоянного образования в течение всей жизни должна строиться на основе партнерских отношений между бухгалтером, работодателем и профессиональной ассоциацией. В процессе партнерских отнощений принимается во внимание спрос, предъявляемый рынком.

Адаптация к изменениям происходит гораздо успешнее, если выбирается верное направление. Однако некоторые бухгалтеры, возможно, не уверены в своем выборе. Именно в этой области российским объединениям бухгалтеров следует занимать более активную позицию и предоставлять своим членам рекомендации и содействие в выборе пути продолжения карьеры. Члены ассоциаций должны при выборе карьеры руководствоваться в первую очередь стратегическими задачами.

Заключение

Финансовый директор является неотъемлемым звеном руководства предприятия. Его фунции гораздо шире, чем ведение бухгалтерского учета, как может показаться на первый взгляд. Компетентный финансовый директор при поддержке квалифицированного персонала – один из ключевых факторов успеха.

Мир меняется быстрыми темпами. Современные технологии позволяют ускорить выполнение задач, а иногда найти и более дешевые решения. Финансовый директор играет важнейшую роль в правильном выборе направления развития компании и обеспечении прироста ее капитала.

Бернард Кук является директором международной службы Института дипломированных бухгалтеров Шотландии. С ним можно связаться по тел. +44 (131) 247 4816 или по электронной почте bcooke@icas.org.uk.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Ноябрь / Декабрь 2000»

(состоит из 20 статей)

Принят новый план счетов (16 сентября 2005)

Приложение к книге «МСФО 1999 г.» на русском языке (16 сентября 2005)

Коммюнике Тринадцатого заседания Консультативного Совета по иностранным инвестициям в России (16 сентября 2005)

Рекомендации по формированию саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов (15 октября 2007)

ЕБРР высказывается за принятие МСФО (16 сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учёту (16 сентября 2005)

Предприниматели ЕС и России высказываются за принятие МСФО (16 сентября 2005)

Проект Интерпретации ПКИ КМСФО (16 сентября 2005)

Новости МФБ (16 сентября 2005)

Аудиторы проектов Всемирного банка (16 сентября 2005)

Британская ассоциация АССА на российском рынке (16 сентября 2005)

Как работать на современном рынке капитала (16 сентября 2005)

Новые задачи, стоящие перед финансовым директором (16 сентября 2005)

Проблема восприятия новых российских стандартов учета (16 сентября 2005)

Круглый стол ОЕСР по корпоративному управлению (16 сентября 2005)

Функционально-процессный метод расчета себестоимости как средство повышения эффективности деятельности российских предприятий (16 сентября 2005)

Единый социальный налог (16 сентября 2005)

Применение МСФО в управлении фирмой в сфере малого бизнеса (16 сентября 2005)

Конференция по Международным стандартам аудита (16 сентября 2005)

Шестое расширенное заседание ЦАЛАК (16 сентября 2005)