Лью Бернэм
Исходная информация
МЦРСБУ разработал принципы формирования национального объединения (или, возможно, двух национальных объединений) бухгалтеров и независимых аудиторов. В основе принципов лежат модели зарубежных аналогов профессиональных объединений, уже давно и успешно помогающих бухгалтерам и аудиторам эффективно работать на рынке. В настоящей статье рассматриваются основные характеристики и функции таких организаций. После ознакомления с данным материалом читатель получит представление о том, сколько еще изменений предстоит сделать для внедрения аналогичной модели в Российской Федерации.
Саморегулируемая организация бухгалтеров и аудиторов (СРО) функционирует как профессиональное объединение, независимое в юридическом и организационном плане, и в то же время подотчетное заинтересованным лицам. В состав заинтересованных лиц входят члены СРО, руководство и сотрудники предприятий, инвесторы, кредиторы, регулирующие органы и другие лица, использующие результаты деятельности бухгалтеров и аудиторов в процессе принятия тех или иных решений. Следует отметить наиболее существенные задачи и функции СРО бухгалтеров и независимых аудиторов:
- объединение многочисленных профессиональных ассоциаций (национальных, региональных и местных), в настоящее время существующих в России;
- обеспечение полной независимости от органов государственной власти, коммерческих компаний и других организаций;
- создание системы надлежащего контроля за соблюдением стандартов бухгалтерского учета и аудита, норм профессиональной этики, а также за примененем мер дисциплинарного воздействия;
- разработка программ курсов профессиональной переподготовки, квалификационных экзаменов, аттестации и непрерывного профессионального образования; организация и контроль за такими программами; выполнение функций органа, применяющего меры дисциплинарного воздействия к членам СРО;
- представление интересов бухгалтерской и аудиторской профессии в процессе взаимодействия с регулирующими органами, другими профессиональными ассоциациями, в том числе с международными организациями.
Помимо принципов функционирования СРО и методов их внедрения на практике, МЦРСБУ расписал порядок проведения независимой проверки и оказания международного содействия в процессе формирования общероссийской СРО бухгалтеров и/или независимых аудиторов.
Текущая ситуация и рекомендации МЦРСБУ
По некоторым оценкам, несмотря на предпринимаемые в последнее время усилия по объединению профессиональных ассоциаций, в России существует более 90 различных организаций аудиторов и/или бухгалтеров. Поэтому возникают серьезные сомнения по поводу результатов объединения бухгалтерской и аудиторской профессии в России, а также обеспечения высокого уровня квалификации всех ее представителей. Целый ряд организаций претендует на роль СРО, объединяющей бухгалтеров и/или аудиторов (на национальном и региональном уровне или в рамках отдельных сегментов профессии), однако очевидно, что не все добьются успеха. В отсутствии стремления к интеграции и сотрудничеству ни одна организация не сможет в полной мере реализовать громадный потенциал бухгалтерской и аудиторской профессии в Российской Федерации.
По мнению МЦРСБУ, необходимо как можно скорее приступить к объединению бухгалтерской профессии, обеспечению независимости от государственных регулирующих органов и созданию полноправной СРО со всеми необходимыми полномочиями. МЦРСБУ рекомендует действующим в настоящее время профессиональным ассоциациям провести встречу и определить основные характеристики общероссийской СРО, в которую они впоследствии могут войти в качестве ассоциированных членов. В целях ускорения данного процесса МЦРСБУ рекомендует ориентироваться на уже существующие модели, если они удовлетворяют требованиям и специфике Российской Федерации.
Следует провести тщательную, всестороннюю, независимую оценку текущего состояния потенциальной общероссийской СРО, осуществляемых ею программ и планов на ближайшее будущее. Для этого рекомендуется сопоставить ее деятельность с разработанными в МЦРСБУ «Принципами функционирования и описанием задач/функций всероссийской СРО бухгалтеров и независимых аудиторов». Оценку в форме «проверки равным по статусу зарубежным партнером» следует поручить специалистам, обладающим опытом работы в СРО в крупнейших странах с рыночной экономикой. В основе оценки должна лежать документация и другая объективная информация, свидетельствующая о достигнутых успехах СРО, осуществляемых в настоящее время программах и утвержденных письменных планах на ближайшую перспективу (например, на следующие шесть месяцев). Кроме того, по результатам «проверки равным» предоставляются рекомендации по проведению дополнительных мероприятий и совершенствованию действующих программ.
Принципы функционирования СРО
Ниже следует краткое описание полномочий, функций и видов деятельности, осуществляемых СРО бухгалтеров и независимых аудиторов в условиях развитой рыночной экономики (цель, к которой надо стремиться при формировании СРО). СРО:
- функционирует как профессиональное объединение, независимое в юридическом и организационном плане, и в то же время подотчетное заинтересованным лицам, в том числе членам СРО, руководству и сотрудникам предприятий, инвесторам, кредиторам, регулирующим органам и т.д.
- осуществляет контроль за первоначальным утверждением стандартов (методических рекомендаций) бухучета и/или аудита, а также оперативное руководство процессом разработки стандартов.
- разрабатывает принципы профессиональной деятельности, в том числе кодекс этики; осуществляет обучение и контроль за соблюдением кодекса этики; применяет дисциплинарные санкции к представителям профессии и/или согласовывает решение данных вопросов с регулирующими и судебными органами.
- проводит квалификационные экзамены, осуществляет оценку образования и стажа работы бухгалтеров и аудиторов в целях аттестации. Действует как лицензирующий орган или согласовывает с лицензирующим органом процесс выдачи разрешений на ведение деятельности в качестве независимых бухгалтеров и/или аудиторов.
- устанавливает требования к профессиональной переподготовке и контролирует ее осуществление.
- устанавливает стандарты и порядок проведения «проверок равным» или других мероприятий по обеспечению высокого качества работы; осуществляет координацию/контроль за проведением таких проверок; обеспечивает устранение выявленных недостатков и применяет дисциплинарные взыскания по результатам таких проверок.
- оказывает спонсорскую поддержку, осуществляет руководство, координацию и/или стимулирование проектов по исследованиям в области теории бухучета и аудита, а также по разработке соответствующих учебных материалов.
- публикует профессиональные журналы, информационные бюллетени для членов организации и другие периодические издания, полезные для бухгалтеров и аудиторов.
- предоставляет консультации членам института и другим лицам по вопросам бухучета и аудита, функционирует в качестве «центра» по сбору и распространению новых идей и «передовой практики» профессии.
- представляет и защищает интересы профессии при решении вопросов регулирования, законодательства, правоприменения и других проблем, затрагивающих бухгалтеров и аудиторов, в том числе осуществляет лоббирование и устанавливает связь с общественностью.
- устанавливает и поддерживает связи бухгалтерской и аудиторской профессии с другими профессиональными ассоциациями, объединяющими, в частности, финансовых директоров, руководителей предприятий, внутренних аудиторов, а также представителей вузов.
- участвует в работе международных организаций (например, МФБ), представляет интересы национальной профессии и деловых кругов при разработке и продвижении стандартов бухучета и аудита в рамках своей компетенции и полномочий.
Заключение
Создание эффективной общероссийской СРО бухгалтеров и независимых аудиторов в соответствии с принципами, излагаемыми в настоящей статье, крайне важно для успешного осуществления экономических реформ. Появление такой СРО будет не только способствовать переходу и эффективному применению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, но и окажет положительное влияние на другие аспекты реформы, важнейшими из которых являются система корпоративного управления, обеспечение доверия инвесторов к финансовому рынку и предприятиям, повышение надежности и достоверности экономической информации.
МЦРСБУ провел несколько семинаров по вопросам формирования СРО и готов в дальнейшем оказывать содействие в данной области. Читатели «Accounting Report», желающие получить более полную информацию о структуре и функциях СРО, а также о программе «проверки равным», в рамках которой осуществляется оценка деятельности СРО и выдаются рекомендации по ее совершенствованию, могут ознакомиться с данными документами на странице МЦРСБУ в сети Интернет http://www.icar.ru или связаться по телефону (095) 937 5417 и факсу (095) 937 5416.
Лью Бернэм является советником МЦРСБУ. С ним можно связаться по электронной почте: leb25@email.byu.edu.