Рекомендации по формированию саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов

Информационный бюллетень
Опубликовано: 15 Октября 2007

Лью Бернэм

Исходная информация

МЦРСБУ разработал принципы формирования национального объединения (или, возможно, двух национальных объединений) бухгалтеров и независимых аудиторов. В основе принципов лежат модели зарубежных аналогов профессиональных объединений, уже давно и успешно помогающих бухгалтерам и аудиторам эффективно работать на рынке. В настоящей статье рассматриваются основные характеристики и функции таких организаций. После ознакомления с данным материалом читатель получит представление о том, сколько еще изменений предстоит сделать для внедрения аналогичной модели в Российской Федерации.

Саморегулируемая организация бухгалтеров и аудиторов (СРО) функционирует как профессиональное объединение, независимое в юридическом и организационном плане, и в то же время подотчетное заинтересованным лицам. В состав заинтересованных лиц входят члены СРО, руководство и сотрудники предприятий, инвесторы, кредиторы, регулирующие органы и другие лица, использующие результаты деятельности бухгалтеров и аудиторов в процессе принятия тех или иных решений. Следует отметить наиболее существенные задачи и функции СРО бухгалтеров и независимых аудиторов:

  • объединение многочисленных профессиональных ассоциаций (национальных, региональных и местных), в настоящее время существующих в России;
  • обеспечение полной независимости от органов государственной власти, коммерческих компаний и других организаций;
  • создание системы надлежащего контроля за соблюдением стандартов бухгалтерского учета и аудита, норм профессиональной этики, а также за примененем мер дисциплинарного воздействия;
  • разработка программ курсов профессиональной переподготовки, квалификационных экзаменов, аттестации и непрерывного профессионального образования; организация и контроль за такими программами; выполнение функций органа, применяющего меры дисциплинарного воздействия к членам СРО;
  • представление интересов бухгалтерской и аудиторской профессии в процессе взаимодействия с регулирующими органами, другими профессиональными ассоциациями, в том числе с международными организациями.

Помимо принципов функционирования СРО и методов их внедрения на практике, МЦРСБУ расписал порядок проведения независимой проверки и оказания международного содействия в процессе формирования общероссийской СРО бухгалтеров и/или независимых аудиторов.

Текущая ситуация и рекомендации МЦРСБУ

По некоторым оценкам, несмотря на предпринимаемые в последнее время усилия по объединению профессиональных ассоциаций, в России существует более 90 различных организаций аудиторов и/или бухгалтеров. Поэтому возникают серьезные сомнения по поводу результатов объединения бухгалтерской и аудиторской профессии в России, а также обеспечения высокого уровня квалификации всех ее представителей. Целый ряд организаций претендует на роль СРО, объединяющей бухгалтеров и/или аудиторов (на национальном и региональном уровне или в рамках отдельных сегментов профессии), однако очевидно, что не все добьются успеха. В отсутствии стремления к интеграции и сотрудничеству ни одна организация не сможет в полной мере реализовать громадный потенциал бухгалтерской и аудиторской профессии в Российской Федерации.

По мнению МЦРСБУ, необходимо как можно скорее приступить к объединению бухгалтерской профессии, обеспечению независимости от государственных регулирующих органов и созданию полноправной СРО со всеми необходимыми полномочиями. МЦРСБУ рекомендует действующим в настоящее время профессиональным ассоциациям провести встречу и определить основные характеристики общероссийской СРО, в которую они впоследствии могут войти в качестве ассоциированных членов. В целях ускорения данного процесса МЦРСБУ рекомендует ориентироваться на уже существующие модели, если они удовлетворяют требованиям и специфике Российской Федерации.

Следует провести тщательную, всестороннюю, независимую оценку текущего состояния потенциальной общероссийской СРО, осуществляемых ею программ и планов на ближайшее будущее. Для этого рекомендуется сопоставить ее деятельность с разработанными в МЦРСБУ «Принципами функционирования и описанием задач/функций всероссийской СРО бухгалтеров и независимых аудиторов». Оценку в форме «проверки равным по статусу зарубежным партнером» следует поручить специалистам, обладающим опытом работы в СРО в крупнейших странах с рыночной экономикой. В основе оценки должна лежать документация и другая объективная информация, свидетельствующая о достигнутых успехах СРО, осуществляемых в настоящее время программах и утвержденных письменных планах на ближайшую перспективу (например, на следующие шесть месяцев). Кроме того, по результатам «проверки равным» предоставляются рекомендации по проведению дополнительных мероприятий и совершенствованию действующих программ.

Принципы функционирования СРО

Ниже следует краткое описание полномочий, функций и видов деятельности, осуществляемых СРО бухгалтеров и независимых аудиторов в условиях развитой рыночной экономики (цель, к которой надо стремиться при формировании СРО). СРО:

  • функционирует как профессиональное объединение, независимое в юридическом и организационном плане, и в то же время подотчетное заинтересованным лицам, в том числе членам СРО, руководству и сотрудникам предприятий, инвесторам, кредиторам, регулирующим органам и т.д.
  • осуществляет контроль за первоначальным утверждением стандартов (методических рекомендаций) бухучета и/или аудита, а также оперативное руководство процессом разработки стандартов.
  • разрабатывает принципы профессиональной деятельности, в том числе кодекс этики; осуществляет обучение и контроль за соблюдением кодекса этики; применяет дисциплинарные санкции к представителям профессии и/или согласовывает решение данных вопросов с регулирующими и судебными органами.
  • проводит квалификационные экзамены, осуществляет оценку образования и стажа работы бухгалтеров и аудиторов в целях аттестации. Действует как лицензирующий орган или согласовывает с лицензирующим органом процесс выдачи разрешений на ведение деятельности в качестве независимых бухгалтеров и/или аудиторов.
  • устанавливает требования к профессиональной переподготовке и контролирует ее осуществление.
  • устанавливает стандарты и порядок проведения «проверок равным» или других мероприятий по обеспечению высокого качества работы; осуществляет координацию/контроль за проведением таких проверок; обеспечивает устранение выявленных недостатков и применяет дисциплинарные взыскания по результатам таких проверок.
  • оказывает спонсорскую поддержку, осуществляет руководство, координацию и/или стимулирование проектов по исследованиям в области теории бухучета и аудита, а также по разработке соответствующих учебных материалов.
  • публикует профессиональные журналы, информационные бюллетени для членов организации и другие периодические издания, полезные для бухгалтеров и аудиторов.
  • предоставляет консультации членам института и другим лицам по вопросам бухучета и аудита, функционирует в качестве «центра» по сбору и распространению новых идей и «передовой практики» профессии.
  • представляет и защищает интересы профессии при решении вопросов регулирования, законодательства, правоприменения и других проблем, затрагивающих бухгалтеров и аудиторов, в том числе осуществляет лоббирование и устанавливает связь с общественностью.
  • устанавливает и поддерживает связи бухгалтерской и аудиторской профессии с другими профессиональными ассоциациями, объединяющими, в частности, финансовых директоров, руководителей предприятий, внутренних аудиторов, а также представителей вузов.
  • участвует в работе международных организаций (например, МФБ), представляет интересы национальной профессии и деловых кругов при разработке и продвижении стандартов бухучета и аудита в рамках своей компетенции и полномочий.

Заключение

Создание эффективной общероссийской СРО бухгалтеров и независимых аудиторов в соответствии с принципами, излагаемыми в настоящей статье, крайне важно для успешного осуществления экономических реформ. Появление такой СРО будет не только способствовать переходу и эффективному применению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, но и окажет положительное влияние на другие аспекты реформы, важнейшими из которых являются система корпоративного управления, обеспечение доверия инвесторов к финансовому рынку и предприятиям, повышение надежности и достоверности экономической информации.

МЦРСБУ провел несколько семинаров по вопросам формирования СРО и готов в дальнейшем оказывать содействие в данной области. Читатели «Accounting Report», желающие получить более полную информацию о структуре и функциях СРО, а также о программе «проверки равным», в рамках которой осуществляется оценка деятельности СРО и выдаются рекомендации по ее совершенствованию, могут ознакомиться с данными документами на странице МЦРСБУ в сети Интернет http://www.icar.ru или связаться по телефону (095) 937 5417 и факсу (095) 937 5416.

Лью Бернэм является советником МЦРСБУ. С ним можно связаться по электронной почте: leb25@email.byu.edu.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Ноябрь / Декабрь 2000»

(состоит из 20 статей)

Принят новый план счетов (16 Сентября 2005)

Приложение к книге «МСФО 1999 г.» на русском языке (16 Сентября 2005)

Коммюнике Тринадцатого заседания Консультативного Совета по иностранным инвестициям в России (16 Сентября 2005)

Рекомендации по формированию саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов (15 Октября 2007)

ЕБРР высказывается за принятие МСФО (16 Сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учёту (16 Сентября 2005)

Предприниматели ЕС и России высказываются за принятие МСФО (16 Сентября 2005)

Проект Интерпретации ПКИ КМСФО (16 Сентября 2005)

Новости МФБ (16 Сентября 2005)

Аудиторы проектов Всемирного банка (16 Сентября 2005)

Британская ассоциация АССА на российском рынке (16 Сентября 2005)

Как работать на современном рынке капитала (16 Сентября 2005)

Новые задачи, стоящие перед финансовым директором (16 Сентября 2005)

Проблема восприятия новых российских стандартов учета (16 Сентября 2005)

Круглый стол ОЕСР по корпоративному управлению (16 Сентября 2005)

Функционально-процессный метод расчета себестоимости как средство повышения эффективности деятельности российских предприятий (16 Сентября 2005)

Единый социальный налог (16 Сентября 2005)

Применение МСФО в управлении фирмой в сфере малого бизнеса (16 Сентября 2005)

Конференция по Международным стандартам аудита (16 Сентября 2005)

Шестое расширенное заседание ЦАЛАК (16 Сентября 2005)