Финансовая стратегия компании как одна из главных составлящих стратегий компании

Практика

Автор:
Источник: Материалы с IV Ежегодного Профессионального Форума " CFO - Forum. Финансовый директор - 2005" Украина, 6-7 октября 2005 г
Опубликовано: 7 ноября 2005

Что такое финансовая стратегия компании?

Финансовая стратегия компании – это генеральный план действий финансовой дирекции по обеспечению компании денежными средствами

Финансовая стратегии компании включает:

  • Анализ и оценку финансово-экономического состояния компании,
  • Разработка учетной и налоговой политики, Выработка кредитной политики,
  • Управление основным капиталом и принятие амортизационной политики,
  • Управление оборотными активами и кредиторской задолженностью,
  • Управление заемными средствами,
  • Управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью,
  • Ценовая политика,
  • Выбор дивидендной и инвестиционной политики,
  • Оценка достижений компании и ее рыночной стоимости (цены).

Способы достижения целей финансовой стратегии компании:

  • Жесткая централизация финансового стратегического руководства,
  • Ранжирование и поэтапное достижение целей,
  • Формирование финансовых ресурсов и их использование для достижения стратегических целей,
  • Создание и подготовка стратегических резервов,
  • Гибкость финансового руководства для достижения конкурентных преимуществ.

Виды финансовых стратегий

  • Генеральная финансовая стратегия
  • Оперативная финансовая стратегия

Генералная финансовая стратегия компании
Включает в себя целевые мероприятия:

  • Образование и использование дохода компании,
  • Размеры инвестиционных потребностей и источники их финансирования
  • Взаимоотношения с бюджетами различных уровней.

Срок действия генеральной финансовой стратегии в компании – 1 год.

Оперативная финансовая стратегия компании
Включает в себя:

  • Контроль текущих доходов компании и поступления финансовых средств.
  • Контроль текущих обязательств компании и расходования финансовых средств.

Срок действия оперативной финансовой стратегии квартал, месяц или более короткие сроки.

Математическая модель финансовой стратегии компании

Роль финансовой службы в разработке финансовой стратегии компании

Финансовая служба играет роль центра сбора и анализа информации,
Финансовая служба определяет с помощью каких источников будут финансироваться тот или другой вариант стратегии,
Влияние на намерения других менеджеров с помощью финансовых показателей: ликвидности, доходности, уровня капитализации и т.д.

Финансовая служба должна добиваться того, чтобы все подразделения компании при формировании стратегии оценивались на основе единого показателя: ПРИБЫЛИ

Финансовая стратегия компании и позиция акционера

При формировании стратегии компании финансовая служба должна контролировать, что при ее формировании были учтены требования собственника бизнеса.

Если в видении развития компании собственником есть с позиции финансов «проблемные зоны» их нужно раскрыть для акционеров, чтобы избежать возможных негативны последствий (например, планируемая доля рынка и реальные условия и т.д.)

Контроль реализации финансовой стратегии компании

Задача контроля реализации стратегии:
Обеспечить собственников бизнеса и руководство компании информацией о том, как текущее положение бизнеса соотноситься с выполнением стратегических целей компании и при необходимости внести коррективы.

Технология контроля реализации финансовой стратегии компании

Контролирует достижение стратегических целей компании финансовая служба или отдел внутреннего аудита.
Контролю подлежат как Генеральная финансовая стратегия, так и Оперативная финансовая стратегия.
Оценка производится по уровню достижения параметров, установленных в качестве стратегических целей.

Анализ актива баланса компании «Атлас»

Статьи баланса Начало периода Конец периода Код
Денежные средства и дебиторская задолжен. 36% 51% А1
Запасы и затраты 14% 30% A2
Основные средства и прочие внеоб.активы 50% 18% A3
Баланс 100% 100%

Анализ пассива баланса компании «Атлас»

Статьи баланса Начало периода Конец периода Код
Кредиторская задолж. и прочие пассивы 41% 70% П1
Собственный капитал 59% 30% %2
Баланс 100% 100%

Основная цель финансовой стратегии компании

Основной целью финансовой стратегии компании на год:
Вывод компании из кризисного состояния путем улучшения ликвидности.
Защита интересов акционеров путем увеличения уставного капитала компании.

Итоговые предложения но формированию финансовой стратегии

Показатель финансовой стратегии Вариант 1 Вариант 2 Утверждено
Увеличение прибыли 20% 25% 20%
Увеличение рентабельности 8% 10% 10%
Изменение структуры капитала На 15% На 20% На 15%

Контрольная таблица выполнения стратегических показателей

Планируемые показатели Фактические показатели
Прибыль 20% 100% 12% 60%
Рентабельность 10% 100% 9% 90%
Структура 15% 100% 8% 53%

Выполнение стратегических показателей

Ранжирование выполнения стратегических показателей

Планируемые показатели Фактические показатели
Рентабельность 10% 100% 9% 90%
Прибыль 20% 100% 12% 60%
Структура 15% 100% 8% 53%

Ранжирование выполнения стратегических показателей

Исходные данные для анализа финансового состояния компании

Показатели актива баланса Значения на начало периода, тыс. грн. Значения на конец периода, тыс. грн. Категория актива Показатели актива баланса Значения на начало периода, тыс. грн. Значения на конец периода, тыс. грн. Категория пассива
1. Денежные средства и дебит.задолж. 13.517 67.502 . Кредиторская задолженность и прочие naccuei 15.489 91.797
1.1. Расчетный счет и касса 5.341 14.419 1.1. Кредиторская задолженность поставщикам 15.413 91.755
1.2. Дебиторская задолженность 8.176 53.083 1.2. Долгосрочные пассивы 76 42
2. Запасы и затраты 5.262 39.456
2.Производственные запасы 639 3.976 2. Собственный капитал 22.069 39.322
2.2. Незавершенное производство 4.387 34.898
2.3. Расходы будущих периодов 12 281 2.1. Уставной капитал 22.069 39.322
2.4. Готовая продукция 2.2. Нераспределенная прибыль
2.5. Товарные запасы
2.6. Прочие запасы и затраты 224 301
3. Основные средства и прочие внеоб.акт. 18.779 24.161
3.1. Основные средства 18.219 23.812
3.2. Незавершенное капит.вложения
3.3. Оборудование
3.4. Долгосрочные фин.вложения 560 349
3.5. Расчеты с учредителями
Баланс 37.558 131.119 Баланс 37.558 131.119

Анализ активов и пассивов баланса компании

Показатели актива баланса Значения на начало периода, тыс. грн. Значения на конец периода, тыс. грн. Показатели актива баланса Значения на начало периода, тыс. грн. Значения на конец периода, тыс. грн.
1. Денежные средства и дебит.задолж. 36% 51% 1. Кредиторская задолженность и прочие пассивь 41% 70%
2. Запасы и затраты 14% 30% 2. Собственный капитал 59% 30%
3. Основные средства и прочие внеоб.акт. 50% 18%
Баланс 100% 100% Баланс 100% 100%

Предложения для формирования финансовой стратегии компании

Объекты финансовой стратегии Составляющие финансовой стратегии Предложения к формированию финансовой стратегии Влияние на разделы баланса
Наименование целевого предложения количественная оценка предложенного варианта
Вариант № 1 Вариант № 2
Доходы и поступления Оптимизация основных и оборотных средств Сокращение незавершенного производства за счет продажи продукции в новом регионе 3.000 +А1 .-А2
Снижение себестоимости продукции за счет снижения затрат на ее производство 7.000 +А1 .-А2
Политика в области корпоративных прав Привлечение еще одного собственника в компанию и получение его взноса в УФ 10.000 . + П2 +А1
Оптимизация безналичных расчетов Использование векселя для реструктуризации кредиторской задолженности 3.000 +А1 . + П1
Ужесточение платежной дисциплины и уменьшение дебиторской задолженности 30.000 +А1 . + П1
Расходы и отчисления средств Ценовая политика Обеспечить не превышение доходов над расходами
Оптимизация распределения прибыли Распределить прибыль на: 8.000 . + П2 .-П2
выплату дивидендов .-А1 .-П2
Взаимоотношения с госбюджетом Оптимизация распределения прибыли Уменьшение размера налоговых выплат из прибыли, подлежащей налогообложению, за счет создания резервного фонда по дебит, задолженности 4.000 .+А1 . + П1
Кредитная политика Оптимизация основных и оборотных средств Получение банковского кредита 8.000 +АЗ . + П1
И так далее

Итог по предложениям к формированию внутренней Генеральной финансовой стратегии

Характеристика целевого предложения Вариант 1 Вариант 2 Утвержденный вариант
Увеличение прибыли 20% 25% 20%
Увеличение рентабельности 8% 10% 10%
Изменение структуры капитала с целью увеличения собственных средств на 15% на 20% на 15%
И так далее

Контрольная таблица выполнения стратегических показателей

Стратегические показатели Планируемые показатели Фактические показатели
1. Прибыль 20% 100% 12% 60%
2. Рентабельность 10% 100% 9% 90%
3. Структура 15% 100% 8% 53%

Ранжирование стратегических показателей по степени достижения цели

Стратегические показатели Планируемые показатели Фактические показатели
1. Рентабельность 10% 100% 9% 90%
2. Прибыль 20% 100% 12% 60%
3. Структура 15% 100% 8% 53%

Выполнение стратегических показателей

Ранжирование выполнения стратегических показателей

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с IV Ежегодного Профессионального Форума " CFO - Forum. Финансовый директор - 2005" Украина, 6-7 октября 2005 г »

(состоит из 14 статей)

Практика управления рабочим капиталом (17 января 2006)

Корпоративная реструктуризация: затраты или инвестиции? (7 ноября 2005)

Реструктуризация и реализация финансовой стратегии: российский опыт (7 ноября 2005)

Стурктуризация бизнеса как способ увеличения его капитализации (7 ноября 2005)

Финансовая модель корпорации Microsoft (7 ноября 2005)

Управляющая компания и бизнес-единицы: как достичь гармонии? (7 ноября 2005)

Финансовая стратегия компании как одна из главных составлящих стратегий компании (7 ноября 2005)

CFO – нюансы роли (26 октября 2005)

Позиционирование финансового директора компании для достижения лидирующего положения в компании и внедрения эффективных инструментов (26 октября 2005)

Концепция VAR в системе интегрированного риск – менеджмента предприятия (26 октября 2005)

Построение систем корпоративного риск-менеджмента (26 октября 2005)

Бюджетирование – инструмент достижения стратегических целей компании (26 октября 2005)

Роль управляющей компании в холдинге и модели построения финансово-экономических служб (26 октября 2005)

Планом по факту. Пример построения финансового планирования на основе планирования сбыта и производства. (26 октября 2005)