«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов»

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №9 – 2012
Опубликовано: 11 Октября 2012

В декабре 2012 г. Федеральное казначейство отмечает свой 20-летний юбилей. Разумеется, столь значимое для бюджетной системы Россий­ской Федерации событие не может остаться незамеченным. Подвести итоги деятельности и рассказать о перспективах дальнейшего разви­тия федеральной службы мы попросили Ларису Геннадьевну Антонову, заместителя начальника Управления развития бюджетных платежей Казначейства России.

— Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556было принято ре­шение о создании централизованной системы органов федерального каз­начейства в составе Минфина Рос­сии. Очевидно, что оно полностью себя оправдало. Какими достижени­ями казначеи особенно гордятся?

— Казначейство России обе­спечивает полную стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения сохранности фи­нансовых ресурсов. Бюджетные средства надежно хранятся на счетах казначейства, открытых в Банке России.

За эти годы создана динамично развивающаяся и стабильно рабо­тающая структура, четко выполня­ющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета, а также об­служивания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Казначейство выступало и бу­дет выступать как единая платеж­ная, учетная, контрольная и ин­формационная система в сфере государственных финансов.

— Сколько субъектов РФ и муни­ципалитетов пользуются услугами Федерального казначейства?

—На сегодняшний день сло­жилась следующая статистика по субъектам РФ: в 42% субъектов мы осуществляем полное кассо­вое обслуживание исполнения бюджетов, в 36% открываем ли­цевые счета только финансово­му органу и в 22% осуществляем смешанные варианты кассового обслуживания.

Что касается муниципалите­тов, то в 45% муниципальных образований открыты лицевые счета всем участникам бюджет­ного процесса, в 39% — только финансовым органам и в 16% — смешанные варианты.

— Как изменилась работа казна­чейства в связи с реализацией по­ложений Федерального закона от 08.05.2010№ 83-ФЗ?

—Создание казенных, бюджет­ных и автономных учреждений не повлекло особенных измене­ний в работе органов Казначей­ства России. Да, согласно Закону № 83-ФЗ мы стали обслуживать бюджетные и автономные уч­реждения как неучастников бюд­жетного процесса, однако также открываем им лицевые счета, проводим операции на основа­нии представленных платежных и расчетных документов, обеспе­чиваем их наличными деньгами.

Изменения в большей степе­ни коснулись самих учреждений, в первую очередь бюджетных и автономных. К новациям можно отнести особенности санкцио­нирования расходов бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обе­спечения которых являются суб­сидии, предоставленные им на иные цели, а также необходи­мость размещения информа­ции о деятельности учреждений на официальном сайте в сети Ин­тернет.

Бюджетным и автономным учреждениям открываются но­вые виды лицевых счетов: для учета операций со средствами на осуществление госзадания, для учета операций со средствами, предоставленными им в виде суб­сидий на иные цели и бюджетных инвестиций, для учета операций со средствами, поступающими в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования.

Для этих учреждений изменил­ся порядок осуществления опера­ций со средствами, полученными от приносящей доход деятель­ности. Они поступают в их само­стоятельное распоряжение и ис­пользуются в рамках достижения целей, ради которых создавались учреждения.

Также изменился порядок взыскания задолженности по исполнительным документам, должником по которым являет­ся бюджетное и автономное уч­реждение. Учреждение-должник самостоятельно определяет, с ка­кого лицевого счета, открытого ему в органе Казначейства Рос­сии, должно производиться спи­сание средств для исполнения требований, содержащихся в ис­полнительном документе.

— Одной из приоритетных за­дач является внедрение системы управления общественными фи­нансами «Электронный бюджет». Что Казначейству России нужно сделать для ее решения?

— В Концепции создания и развития государственной интег­рированной информационной системы управления обществен­ными финансами «Электрон­ный бюджет», утвержденной распоряжением Правительства от 20.07.2011 № 1275-р, сфор­мированы основные принципы и требования к развитию ин­формационной среды в сфе­ре управления общественными финансами. Это, в частности, преодоление локального узкове­домственного характера средств информационных технологий, обеспечение полноты доступа гражданам к информации о дея­тельности органов государствен­ной и муниципальной власти.

Реализовать эту задачу возмож­но только путем интеграции раз­личных информационных систем участников бюджетного про­цесса. Минфину России пред­стоит провести огромную работу по подготовке нормативной базы, спроектировать бизнес-процессы и утвердить формуляры (состав и правила формирования элект­ронных документов).

Нам как оператору системы в 2012 г. необходимо спроектиро­вать архитектуру системы «Элект­ронный бюджет» и ее отдельных подсистем и обеспечить внедрение подсистем первой очереди. Феде­ральное казначейство должно ре­шить следующие задачи:

  • обеспечить единство учета всех операций посредством исполь­зования единых правил, рее­стров, классификаторов, фор­муляров с обязательной реги­страцией всех документов в электронном виде;
  • унифицировать требования к бизнес-процессам в части управления финансами публич­но-правового образования;
  • обеспечить взаимосвязь ин­формации о финансовых пока­зателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятель­ности;
  • обеспечить интеграцию функ­циональных подсистем систе­мы «Электронный бюджет» и информационное взаимодей­ствие с внешними информаци­онными системами. Федеральное казначейство вы­ступает в качестве пилотного ор­гана государственной власти по внедрению системы «Электрон­ный бюджет».

В этом году проходят апроба­цию подсистемы «Управление кадрами», «Управление закупка­ми», «Нефинансовые активы» и «Бухгалтерский учет».

— Федеральное казначейство ведет официальные сайты www.bus.gov. ru, www.zakupki.gov.ru, является оператором системы «Электрон­ный бюджет», информационной системы учета начислений и фак­тов оплаты государственных пош­лин, денежных платежей (штра­фов) и сборов. Вероятно, остро стоит вопрос об эффективном использовании ресурсов и наращива­нии мощностей.

— Безусловно, извлечение мак­симальной полезности от исполь­зования IT – систем, а также их развитие — одно из приоритетных направлений нашей деятельно­сти.

Планов много: оптимизиро­вать систему ключевых показа­телей эффективности, развивать наполнение наших сайтов, обе­спечить полноценное функци­онирование информационных систем, операторами которых мы являемся.

Это необходимо для того, что­бы с помощью имеющихся у нас информационных ресурсов реа­лизовать те масштабные проек­ты, которые мы запланировали на ближайшие 3 года в стратеги­ческой карте и планах деятель­ности.

— Что это за проекты?

— Прежде всего, это запуск с 1 января 2013 г. Государствен­ной информационной системы о государственных и муници­пальных платежах, так называе­мой ГИС ГМП. Применение этой технологии позволит повысить информированность плательщи­ков о задолженности по платежам в бюджет и существенно упростит процедуру ее оплаты. Оплачи­вать задолженность можно будет из любой точки страны и мира в личном кабинете плательщика.

Внедрение ГИС ГМП обеспе­чит прозрачность и открытость деятельности публично-правовых образований, повысит качество финансового менеджмента орга­низаций сектора государственно­го управления за счет формиро­вания единого информационного пространства.

И следующая наша важная стратегическая задача — рефор­мирование системы бюджетных платежей. Сегодняшняя система осуществления государственных платежей недостаточно эффектив­на. В учреждениях Банка России открыто порядка 62 тыс. различ­ных счетов публично-правовым образованиям. В рамках управле­ния ликвидностью единого каз­начейского счета (ЕКС) осущест­вляется многочисленный перевод средств между этими счетами.

Мы планируем реализовать этот проект «Казначейство — банк» к 2017 г., перевести все от­крытые сегодня 62 тыс. счетов в учетную систему казначейства. Казначейство России получит статус прямого участника пла­тежной системы Банка России, обеспечивающего расчеты пуб­лично-правовых образований с использованием единого банков­ского счета, открытого Россий­ской Федерации в Банке России, и свой БИК. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем рас­четным услугам через систему лицевых счетов, открытых в Каз­начействе России. В этом году будет разработана Концепция реформирования системы бюд­жетных платежей на период до 2017 г.

Реализация этого проекта уста­новит новые стандарты качества обслуживания клиентов. Это по­зволит упростить многие проце­дуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими. Кроме того, на один день сокра­тится срок зачисления доходов в бюджеты.

— А до 2017г. управление ликвидно­стью ЕКС останется на том же уровне, что и сейчас?

— Ни в коем случае. Мы будем оптимизировать кассовые потоки бюджета. Для этого разработан новый механизм предоставления целевых средств бюджетам субъ­ектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, своего рода бюджет­ный аккредитив. Это исключает, по сути, скрытое бюджетное кре­дитование региональных бюдже­тов. По предварительным оцен­кам, экономический эффект составит порядка 250 млрд руб. (примерно столько составляют остатки целевых средств на сче­тах региональных бюджетов).

Мы предусмотрели возмож­ность замещения механизма предоставления субсидий аван­сом на механизм предоставления субъектам и муниципалитетам краткосрочных — до 30 дней бюд­жетных кредитов.

Также планируем реализовать механизм пополнения ликвид­ности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, при­влекая средства их бюджетных и автономных учреждений. Кро­ме того, уже в этом году мы пла­нируем перейти на биржевой механизм управления ликвидно­стью ЕКС.

—Действительно, планов громадье…

— Да, мы должны выйти на качественно новый уровень об­служивания публично-правовых образований, предоставлять мак­симально гибкий сервис всем на­шим клиентам.

Поздравляю коллег с предстоя­щим юбилеем. Желаю им счастья, здоровья и творческих успехов. А казначейской системе — совер­шенствования и процветания.

Автор:

Теги: Федеральное Казначейство  Минфин  бюджетная система  Банк России  Электронный бюджет  информационные системы  управление общественными финансами  управление ликвидностью  управления ликвидностью единый казначейский счет  ЕКС 

Все статьи цикла «Бюджетный учет в России»

(состоит из 57 статей)

Об уменьшении размера родительской платы в бюджетном учреждении на сумму частичной компенсации (14 Мая 2012)

К какой статье КОСГУ относятся затраты на приобретение USB-модема? (14 Мая 2012)

С крайнего севера – за границу: компенсация расходов за проезд в отпуск сотрудникам учреждений Крайнего Севера (4 Июня 2012)

Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением? (21 Июня 2012)

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений (25 Июня 2012)

Подразделение обособленное – проблемы общие (28 Июня 2012)

Оплата имущества по статье 310 КОСГУ или статье 340 КОСГУ: материалы или основные средства (30 Июля 2012)

Расходы на представительские мероприятия в автономных учреждениях: как запланировать и учесть (30 Июля 2012)

Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете (2 Августа 2012)

Как правильно отразить в учете казенного учреждения перерасход месячного лимита на использование услуг сотовой связи? (6 Сентября 2012)

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность (10 Сентября 2012)

Тонкости учета в учреждениях: вкратце об основном. Интервью с Вероникой Литвиновой (8 Октября 2012)

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов» (11 Октября 2012)

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении (11 Октября 2012)

Заполнение квартальной отчетности в государственном (муниципальном) учреждении: отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), сведения об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779) (18 Октября 2012)

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок (18 Октября 2012)

Систему контроля приблизят к международным стандартам (12 Ноября 2012)

Расчет базы по страховым взносам в государственных (муниципальных) учреждениях (22 Ноября 2012)

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения (6 Декабря 2012)

Имущество бюджетных или автономных учреждений, относящееся к основным средствам (7 Декабря 2012)

Учет канцелярских принадлежностей в бюджетном и автономном учреждении (7 Декабря 2012)

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении (20 Декабря 2012)

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях (20 Декабря 2012)

Страховой случай ОСАГО в казенном учреждении: отражение в учете (21 Декабря 2012)

Учет затрат на подключение приборов мобильной связи в бюджетном и автономном учреждении (21 Января 2013)

Отражение результатов переоценки НМА в отчетности бюджетного и автономного учреждения (21 Января 2013)

Учет операций по переоценке основных средств бюджетных (автономных) учреждений (24 Января 2013)

Отражение в учете алиментов, удержанных с пособий по безработице (30 Января 2013)

Какие документы можно принять от сотрудника, вернувшегося из командировки, для подтверждения оплаты услуг гостиницы? (30 Января 2013)

Учет расходов на приобретение топливных карт в бюджетном и автономном учреждении (6 Февраля 2013)

Отражение затрат на ремонт основных средств в учете бюджетного и автономного учреждения (7 Февраля 2013)

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (28 Февраля 2013)

Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении (6 Марта 2013)

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа (22 Июля 2013)

Нормирование расходов по ГСМ (26 Сентября 2013)

Бухучет и отчетность в госсекторе: переходим на новые стандарты (8 Декабря 2014)

Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS (25 Мая 2015)

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении (7 Июля 2015)

Самые актуальные направления воровства бюджетных средств (16 Января 2017)

Оплата отпуска за счет созданного резерва (20 Июля 2018)

Изменения в Законе о контрактной системе: разъяснения Минфина в отношении переходного периода (31 Августа 2018)

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля (5 Ноября 2018)

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта (10 Декабря 2018)

Командировочные расходы при отсутствии подтверждающих документов (13 Февраля 2019)

Отражаем в учете приобретение полиса ОСАГО учреждением (4 Апреля 2019)

Ведем учет сувенирной продукции и подарков (10 Июня 2019)

Ужесточение административной ответственности за нарушения в бюджетном учете и составлении отчетности (11 Июля 2019)

Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций (10 Сентября 2019)

Аудит учетной политики: когда и зачем это нужно? (27 Сентября 2019)

Реализация готовой продукции учреждения (14 Ноября 2019)

Разъяснения Минфина по поводу применения КОСГУ (7 Февраля 2020)

Арендные платежи прошлых лет: порядок начисления (16 Июня 2020)

Сверка расчетов с бюджетом: на что обратить внимание (29 Августа 2020)

Изменения в Инструкции № 157н: новое в учете нефинансовых активов (6 Ноября 2020)

Отражаем в учете право пользования нематериальными активами (1 Февраля 2021)

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (30 Сентября 2021)

Изменения Инструкции № 33н (10 Января 2022)