Нормирование расходов по ГСМ

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал “Актуальная бухгалтерия” №9-2013
Опубликовано: 26 сентября 2013

Вопрос о размере затрат на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) на служебный автотранспорт является актуальным уже довольно длительное время. Ранее финансисты разъясняли, что при списании ГСМ компании должны учитывать нормы, установленные Минтрансом России (распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Однако в недавних письмах чиновники поменяли свою точку зрения (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12).

Расходы на ГСМ для служебного транспорта учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, расходы на приобретение горючего по автомобилям, используемым для других целей, включаются в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На это указывают и чиновники (письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

В течение длительного времени финансовое ведомство давало разъяснения, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в налоговом учете в пределах норм Минтранса России. При этом финансисты настаивали, что включение в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ сверх таких норм неправомерно (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Кроме того, и в судебной практике встречалась позиция, что учитывать расходы на ГСМ сверх норм при налогообложении прибыли нельзя (пост. ФАС ЗСО от 01.12.2008 № Ф04-7500/2008). Помимо этого, чиновники разъясняли: в случае если Методическими рекомендациями не предусмотрено нормативов списания ГСМ для некоторых автомобилей, то такие нормы руководитель организации может ввести в действие своим приказом. При этом данные нормы могли быть разработаны только по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими расчет по специальной программе-методике. А до принятия соответствующего приказа о нормах организации могли учитывать информацию о транспортном средстве из соответствующей технической документации, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640). Налоговики также не раз об этом высказывались (письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 03.11.2009 № 16-15/115253, от 13.10.2009 № 16-15/107268).

Однако в 2012 году Минэкономразвития России провело экспертизу Методических рекомендаций. В своем Заключении от 20 апреля 2012 года по результатам экспертизы министерство указывает на необходимость исключения положения о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности (п. 3 Методических рекомендаций). Минэкономразвития России справедливо отмечает, что кроме указания на экономическую оправданность расходов Налоговый кодекс не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

Также специалисты Минэкономразвития России провели анализ более шестидесяти арбитражных дел, подавляющее большинство из которых сложилось в пользу налогоплательщика. В них сделан вывод об отсутствии нормирования расходов на ГСМ (пост. ФАС ЗСО от 05.04.2012 № Ф04-995/12 (определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ЦО от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07).

В связи с этим в 2013 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последних письмах Минфина России изложена радикально измененная позиция в части учета ГСМ: налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованных налогоплательщиком ГСМ (подтвержденную документально). А при определении обоснованности произведенных затрат компании могут учитывать нормы, установленные Методическими рекомендациями. То есть, налогоплательщик вправе учитывать эти нормы, но не обязан (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12).

Утверждение каких-либо норм в учетной политике или приказе не является обязательным. Налогоплательщик вправе установить нормы расходов, причем эти нормы могут применяться исключительно с целью контроля расходов, а не для целей налогообложения прибыли.

Кроме того, требуется документально доказать факт несения расхода. При этом фактически произведенные расходы предприятия на ГСМ могут быть подтверждены любыми оправдательными документами. Обратите внимание: авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные и прочие документы, подтверждающие факт приобретения ГСМ, не могут сами по себе служить основанием для списания горюче-смазочных материалов в состав расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Таким первичным документом для списания ГСМ является путевой лист по типовой форме (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78) либо по самостоятельно разработанной и утвержденной форме, содержащей обязательные реквизиты (приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Автор:

Теги: ГСМ  горюче-смазочные материалы  нормирование расходов  служебный транспорт  материальные расходы  Минфин  НК РФ  ФАС  Методические рекомендации  Минэкономразвития 

Все статьи цикла «Бюджетный учет в России»

(состоит из 38 статей)

Об уменьшении размера родительской платы в бюджетном учреждении на сумму частичной компенсации (14 мая 2012)

К какой статье КОСГУ относятся затраты на приобретение USB-модема? (14 мая 2012)

С крайнего севера – за границу: компенсация расходов за проезд в отпуск сотрудникам учреждений Крайнего Севера (4 июня 2012)

Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением? (21 июня 2012)

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений (25 июня 2012)

Подразделение обособленное – проблемы общие (28 июня 2012)

Отражение в учете алиментов, удержанных с пособий по безработице (30 января 2013)

Оплата имущества по статье 310 КОСГУ или статье 340 КОСГУ: материалы или основные средства (30 июля 2012)

Расходы на представительские мероприятия в автономных учреждениях: как запланировать и учесть (30 июля 2012)

Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете (2 августа 2012)

Как правильно отразить в учете казенного учреждения перерасход месячного лимита на использование услуг сотовой связи? (6 сентября 2012)

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность (10 сентября 2012)

Тонкости учета в учреждениях: вкратце об основном. Интервью с Вероникой Литвиновой (8 октября 2012)

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов» (11 октября 2012)

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении (11 октября 2012)

Заполнение квартальной отчетности в государственном (муниципальном) учреждении: отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), сведения об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779) (18 октября 2012)

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок (18 октября 2012)

Систему контроля приблизят к международным стандартам (12 ноября 2012)

Расчет базы по страховым взносам в государственных (муниципальных) учреждениях (22 ноября 2012)

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения (6 декабря 2012)

Имущество бюджетных или автономных учреждений, относящееся к основным средствам (7 декабря 2012)

Учет канцелярских принадлежностей в бюджетном и автономном учреждении (7 декабря 2012)

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении (20 декабря 2012)

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях (20 декабря 2012)

Страховой случай ОСАГО в казенном учреждении: отражение в учете (21 декабря 2012)

Учет затрат на подключение приборов мобильной связи в бюджетном и автономном учреждении (21 января 2013)

Отражение результатов переоценки НМА в отчетности бюджетного и автономного учреждения (21 января 2013)

Учет операций по переоценке основных средств бюджетных (автономных) учреждений (24 января 2013)

Какие документы можно принять от сотрудника, вернувшегося из командировки, для подтверждения оплаты услуг гостиницы? (30 января 2013)

Учет расходов на приобретение топливных карт в бюджетном и автономном учреждении (6 февраля 2013)

Отражение затрат на ремонт основных средств в учете бюджетного и автономного учреждения (7 февраля 2013)

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (28 февраля 2013)

Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении (6 марта 2013)

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа (22 июля 2013)

Нормирование расходов по ГСМ (26 сентября 2013)

Бухучет и отчетность в госсекторе: переходим на новые стандарты (8 декабря 2014)

Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS (25 мая 2015)

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении (7 июля 2015)