Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS

Российский бухучет
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 25 мая 2015

Авторы:

Джон Станфорд (John Stanford), технический директор IPSASB (johnstanford@ipsasb.org)

Росс Смит (Ross Smith), технический менеджер IPSASB (rosssmith@ipsasb.org)

Источник: IFAC


Вопросы и ответы

В продолжение недавней одноименной новости (Учет реструктуризации суверенного долга по IPSAS). Хотим предложить Вашему вниманию неофициальный перевод упомянутой в новости публикации по ключевой теме. Отметим, что оригинальная его версия на английском языке не имеет предписательного характера – скорее информативный. Сегодняшняя тема – реструктуризация суверенного долга и применение стандартов IPSAS для учета этих транзакций. Никакие действующие на сегодняшний день требования стандартов документ не меняет, как и не несет в себе элемента дополнительного руководства к практическому их внедрению. Авторы предупреждают, что сам по себе он не является полноценной заменой литературе и руководствам по IPSAS.

Немного предыстории

Все последнее время шли довольно активные обсуждения темы суверенного долга, в том числе и в отношении его реструктуризации. Все эти обсуждения акцентируют внимание на том ключевом моменте, что сегодня чувствуется острая необходимость в улучшении отчетности организаций общественного сектора через принятие и внедрение прозрачных, качественных, основанных на ключевых концепциях стандартов, которые при всем при этом оговаривают метод начислений. Таких как IPSAS, например. В предлагаемых чуть ниже “Вопросах и ответах” выделены проблемные моменты, с которыми можно столкнуться при реструктуризации суверенного долга, и как IPSAS справляются с задачей в такие моменты, ухватывая самую экономическую суть транзакции. Никаких конкретных примеров тут, к сожалению, не приводится, и этот момент подчеркивается отдельно: использовать в качестве готового руководства по учету реструктуризации долга публикацию вряд ли получится. Не получится еще и вот по какой причине: условия реструктуризации в отдельных случаях очень сложны и объемны. В частности, здесь может оговариваться продление сроков погашения долга, снижение процентных ставок, изменение состава участвующих стороны, выпуск дополнительных финансовых инструментов – и не только!

Q1 В IPSAS, какие стандарты имеют дело с учетом финансовых инструментов?

IPSAS включают в себя полноценные стандарты по финансовым инструментам: IPSAS 28Финансовые инструменты: представление информации”, IPSAS 29Финансовые инструменты: признание и измерение” и IPSAS 30Финансовые инструменты: раскрытия”.

Q2 Соответствуют ли требования к учету финансовых инструментов в IPSAS требованиям международных стандартов финансовой отчетности?

Да, стандарты IPSAS 28-30 разработаны на основе стандартов МСФО по финансовым инструментам [1], с дополнительными модификациями под специфические нужды организаций общественного сектора [2]. Руководство для организаций общественного сектора включено по теме концессионных ссуд [3] и крупных финансовых гарантий [4]. Международный совет по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора окончательно одобрил стандарты IPSAS 28-30 в 2009 году. По состоянию на 31 декабря 2008 стандарты соответствовали требованиям МСФО. В июле 2014 года Совет по МСФО завершил свой проект разработки новых требований учета финансовых инструментов и окончательно одобрил МСФО 9. В плане у IPSASB новый рабочий проект, имеющий целью обновить IPSAS 28-30 уже с учетом требований МСФО 9.

Q3 Какие требования по признанию и измерению финансовых обязательств действуют в IPSAS?

Требования по признанию и измерение финансовых инструментов содержит IPSAS 29. Требования по признанию и измерение конкретно финансовых обязательств наиболее близки теме реструктуризации суверенного долга. Стандарт требует, чтобы финансовые обязательства, включающие ссуды и долговые ценные бумаги, измерялись изначально по справедливой стоимости, с последующей переоценкой по амортизированной стоимости по методу эффективной процентной ставки (effective interest method) [5]. Стандарт оговаривает небольшое число исключений для последующего измерения на основе амортизируемой стоимости, но где они есть, очень маловероятно, что их можно будет применить в отношении ссуд и долговых инструментов.

Q4 Какие требования содержат стандарты IPSAS для учета ссуд, предоставленных не под рыночные условия?

Стандарт IPSAS 29 включает специфическое руководство по учету концессионных ссуд, которые действительно предоставляются не под рыночные условия [6]. Эти требования имеют своим источником не МСФО. Оценка реструктуризации суверенного долга необходима для определения того, выдавалась ли концессионная ссуда, или же была получена. Ссуда рассматривается в качестве концессионной, если цена транзакции (основанная на условиях договора) не является эквивалентом справедливой стоимости ссуды. Концессионные ссуды, тем не менее, признаются по справедливой стоимости, а разница между ценой транзакции и справедливой стоимостью отражается согласно требованиям IPSAS 23 “Выручка от необменных операций (налоги и трансферы)”.

Впоследствии ссуда переоценивается по амортизированной стоимости по методу эффективной процентной ставки. Руководство по применению стандарта различает концессионную ссуду и списание долга [7]. Об этом важно помнить, потому что это определяет признание нерыночных условий соглашения в качестве первоначального ориентира для измерения концессионной ссуды, а не последующей переоценки или списания существующей ссуды. Концессионные ссуды предоставляют ресурсы по нерыночным ставкам. Что касается списаний долга, то они возникают в результате модификаций соглашений о предоставлении ссуд изначально по рыночным станкам, и здесь уже будут применяться требования по списанию того же стандарта IPSAS 29.


Q5 Какие требования по списанию финансовых обязательств существуют в IPSAS?

Финансовые обязательства списываются [8], если выполняются какое-либо из следующих условий:

  • Производится выплата по обязательству в полном объеме
  • Обязательство берет на себя третья сторона
  • Условия соглашения значительным образом модифицируются

Существенная модификация в условиях соглашения имеет место, когда дисконтированная приведенная стоимость денежных потоков (включая комиссии) отличается как минимум на 10% от дисконтированной приведенной стоимости остающихся денежных потоков от первоначального финансового обязательства [9].

Величина изменений будет зависеть от специфических условий реструктуризации. Если модификация отличается существенным образом, первоначальная ссуда списывается, как если бы выплата по ней уже осуществилась, а все издержки или доход признаются частью издержек или дохода на погашении первоначального обязательства.

Вслед за списанием первоначального обязательства новое обязательство, существенным образом модифицированное, должно быть признано согласно требованиям к первоначальному признанию в IPSAS 29. Если изменение не было существенным согласно приведенному выше критерию, тогда это не будет рассматриваться как погашение первоначального обязательства, и оно не будет списываться. Однако будут изменения в балансовой стоимости финансового обязательства, определенные на основе модифицированных будущих денежных потоков. При этом любые понесенные издержки или полученный доход подстраивают балансовую стоимость обязательства и амортизируются в течение остающегося периода действия модифицированного обязательства.

Q6 Различают ли требования по финансовым инструментам в IPSAS понятия “долговых обязательств” или “чистых долговых обязательств”

Нет, IPSAS не дают специфического определения долгу или чистому долгу. Стандарты IPSAS требуют от организаций представлять полноценный отчет о финансовом состоянии, куда входят все ее активы и обязательства (финансовые и нефинансовые). Стандарты не уделяют особого внимания отдельным статьям (например, финансовым обязательствам) или компонентам отдельных статей (например, долг) в отрыве от других обязательств. Так происходит потому, что IPSAS ставит во главу угла справедливое представление, которое подразумевает полную картину финансовой позиции организации, в том числе в отношении ее ресурсов и прав на эти ресурсы.

Стандарты IPSAS разрабатывались таким образом, чтобы полный набор отчетности общего назначения (т.е. для всех возможных категорий пользователей – GAAP.RU) давал справедливое представление о финансах организации. И хотя долг в IPSAS не определен, измерение финансовых обязательств и их представление в этой системе стандартов предоставляет инвесторам информацию для оценки организации и принятия решений.

Международный совет по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора в свое время раздумывал и о более широком использовании финансовой отчетности общего назначения и добавил отдельное руководство по представлению нестандартных (т.е. не оговоренных IPSAS) мер - Руководство по рекомендованной бухгалтерской практике RPG 2 “Финансовые обсуждения и анализ”. В частности, RPG 2 гласит, что в случае использования нестандартных мер этот факт необходимо отдельно раскрыть и объяснить, и что необходимо также будет провести реконсиляцию в соответствии со связанным мерами, оговоренными IPSAS и приведенные в отчетности [10].

Q7 Соответствуют ли требования IPSAS руководствам по представлению государственной статистической финансовой отчетности (SNA, GFS, ESA) в отношении ссуд и долговых инструментов

Нет, IPSAS и руководства по государственной финансовой статистике (government finance statistics – GFS) имеют разные цели. Задачей финансовой отчетности, представляемой организациями общественного сектора, является доведение до сведения пользователей финансовой отчетности общего назначения информации, полезной для анализа и принятия решений. Отчеты GFS используются исключительно для: a) оценки возможностей фискальной политики, ее реализации и влияния, б) определения влияния на экономику в целом и с) для оценки налоговых последствий на национальном и международном уровнях. Основой акцент делается на оценке влияния сектора госпредприятий – и более общего общественного сектора – на экономику в рамках заданных основ макроэкономической статистики.

Традиционные форматы отчетности государственной финансовой статистики – это:

  • Система национальных стандартов (System of National Accounts - SNA) 2008 г.
  • Руководство по государственной финансовой статистике (Government Finance Statistics Manual - GFSM) 2014 г.
  • Шестое издание руководства по платежному балансу и международным инвестициям (Balance of Payments and International Investments Position Manual - Sixth Edition - BPM 6)
  • Европейская система национальных стандартов (European System of National Accounts - ESA) 2010 г.

Ключевое различие между IPSAS и основами GFS связано с измерением. Согласно GFS, долговые ценные бумаги измеряются по справедливой стоимости [11]. Ссуды измеряются по номинальной стоимости [12] и кредиторами, и их держателями [13]. А концессионные ссуды измеряются по номинальной стоимости, с разницей между договорной стоимости и приведенной стоимостью, отраженной в примечаниях к отчетности в качестве условной статьи (“memorandum item”). В случае со SNA работа по изучению концессионных ссуд пока еще только ведется.


Q8 Соответствуют ли IPSAS требованиям Маастрихтского договора (об образовании Европейского Союза, 1992 г. – GAAP.RU)

Нет, требования по измерению в IPSAS 29 не отвечают Процедуре чрезмерного дефицита (Excessive Deficit Procedure - EDP), которая оговорена Маастрихтским договором 1992 г. Обсуждения перспектив реструктуризации суверенного долга в Европе часто ссылаются на меры, предусмотренные EDP.

EDP – это юридическое требование по оценке фискального состояния государственного долга и дефицита, обязательные для стран-членов ЕС. При этом EDP использует данные и терминологию ESA 2010. Однако, в отличие от нее, в EDP государственные долговые ценные бумаги измеряются по лицевой стоимости, а в ESA 2010 такие инструменты измеряются по рыночной. Госдолг в Процедуре чрезмерного дефицита включает в себя:

  • Наличность и депозиты
  • Ценные бумаги, отличные от акций (кроме производных инструментов)
  • Ссуды

_________________________________________________

[1] Стандарты IPSAS 28-30 были разработаны в 2008 году с прицелом на стандарты МСФО по финансовым инструментам, которые были в силе на тот момент

[2] У Международного совета по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB) есть в арсенале документы, определяющие отдельные аспекты его политики. Один из таких документов носит название “Порядок пересмотра и модификации правил IASB”, был выпущен в октябре 2008 года. На основе этого документа IPSAS при разработке стандартов отходил от оригинальных требований МСФО, разрабатывая стандарты с учетом специфических потребностей организаций общественного сектора.

[3] Параграфы AG84-AG90 приложения A к стандарту IPSAS 29 содержат исчерпывающие требования для учета концессионных ссуд

[4] Параграфы AG92-AG97 приложения A к стандарту IPSAS 29 содержат исчерпывающие требования для учета финансовых гарантий под необменные операции, в том числе и порядка оценки таких гарантий

[5] Параграф 45 стандарта IPSAS 29 содержит исчерпывающие требования для первоначального измерения финансовых активов и финансовых обязательств. Параграф 49 того же стандарта содержит требования для последующей переоценки финансовых обязательств

[6] Параграфы AG84-AG90 приложения A к стандарту IPSAS 29 содержат исчерпывающие требования для учета концессионных ссуд

[7] Параграфы AG84-AG86 приложения A к стандарту IPSAS 29 содержат исчерпывающие требования для различия концессионной ссуды и списания долга, а равным образом оговаривает различные режимы учета для каждого случая

[8] Параграф 41-44 стандарта IPSAS 29 содержат исчерпывающие требования по учету списания финансовых обязательств

[9] Параграфы AG79 приложения A к стандарту IPSAS 29 содержит исчерпывающие требования по оценки масштаба внесенных модификаций

[10] Руководство по рекомендованной бухгалтерской практике RPG 2 (24 параграф) оговаривает требования по использованию нестандартных (т.е. не оговоренных IPSAS) мер в финансовых отчетах общего назначения

[11] Параграф 7.67 в ESA (2010), Параграф 13.58 в SNA (2008), или Параграф 7.154 в GFSM (2014)

[12] В частности, Параграф 3.157 b–d определяет номинальную стоимость в качестве величины, которую держатель долга должен кредитору, включающую остающуюся к уплате часть основной суммы долга и начисленные проценты. Амортизированная стоимость – это величина, по которой финансовые активы или финансовые обязательства измеряются при первоначальном признании минус выплаты по основной сумме долга. Излишек платежей над оговоренными графиком снижает амортизированную стоимость, в то время как платежи ниже оговоренных графиком платежей по основной сумме долга или процентам, наоборот, ее увеличивают. На каждую отдельную дату платежа по графику амортизированная стоимость совпадает с номинальной, но при этом может отличаться от номинальной стоимости на другие даты по причине того, что к номинальной стоимости добавляются накопленные проценты. Лицевая стоимость – это недисконтированная величина основной суммы долга к уплате

[13] Параграф 7.70 в ESA (2010), Параграф 13.62 в SNA (2008), или Параграф 7.163 в GFSM (2014)

[14] Параграф 20.242 в ESA (2010), причем эти требования те же, что и в SNA (2008) и GFSM (2014)

Теги: реструктуризация суверенного долга  суверенный долг  IPSAS  реструктуризация долга  организации общественного сектора  метод начислений  сроки погашения долга  IPSAS 28  IPSAS 29  IPSAS 30  финансовые инструменты  международные стандарты финансовой отчетн 

Все статьи цикла «Бюджетный учет в России»

(состоит из 38 статей)

Об уменьшении размера родительской платы в бюджетном учреждении на сумму частичной компенсации (14 мая 2012)

К какой статье КОСГУ относятся затраты на приобретение USB-модема? (14 мая 2012)

С крайнего севера – за границу: компенсация расходов за проезд в отпуск сотрудникам учреждений Крайнего Севера (4 июня 2012)

Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением? (21 июня 2012)

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений (25 июня 2012)

Подразделение обособленное – проблемы общие (28 июня 2012)

Отражение в учете алиментов, удержанных с пособий по безработице (30 января 2013)

Оплата имущества по статье 310 КОСГУ или статье 340 КОСГУ: материалы или основные средства (30 июля 2012)

Расходы на представительские мероприятия в автономных учреждениях: как запланировать и учесть (30 июля 2012)

Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете (2 августа 2012)

Как правильно отразить в учете казенного учреждения перерасход месячного лимита на использование услуг сотовой связи? (6 сентября 2012)

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность (10 сентября 2012)

Тонкости учета в учреждениях: вкратце об основном. Интервью с Вероникой Литвиновой (8 октября 2012)

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов» (11 октября 2012)

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении (11 октября 2012)

Заполнение квартальной отчетности в государственном (муниципальном) учреждении: отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), сведения об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779) (18 октября 2012)

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок (18 октября 2012)

Систему контроля приблизят к международным стандартам (12 ноября 2012)

Расчет базы по страховым взносам в государственных (муниципальных) учреждениях (22 ноября 2012)

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения (6 декабря 2012)

Имущество бюджетных или автономных учреждений, относящееся к основным средствам (7 декабря 2012)

Учет канцелярских принадлежностей в бюджетном и автономном учреждении (7 декабря 2012)

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении (20 декабря 2012)

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях (20 декабря 2012)

Страховой случай ОСАГО в казенном учреждении: отражение в учете (21 декабря 2012)

Учет затрат на подключение приборов мобильной связи в бюджетном и автономном учреждении (21 января 2013)

Отражение результатов переоценки НМА в отчетности бюджетного и автономного учреждения (21 января 2013)

Учет операций по переоценке основных средств бюджетных (автономных) учреждений (24 января 2013)

Какие документы можно принять от сотрудника, вернувшегося из командировки, для подтверждения оплаты услуг гостиницы? (30 января 2013)

Учет расходов на приобретение топливных карт в бюджетном и автономном учреждении (6 февраля 2013)

Отражение затрат на ремонт основных средств в учете бюджетного и автономного учреждения (7 февраля 2013)

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (28 февраля 2013)

Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении (6 марта 2013)

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа (22 июля 2013)

Нормирование расходов по ГСМ (26 сентября 2013)

Бухучет и отчетность в госсекторе: переходим на новые стандарты (8 декабря 2014)

Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS (25 мая 2015)

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении (7 июля 2015)