Конверсия предприятия как форма поиска новых бизнес-моделей

Практика

Автор:
Источник: Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ"
Управление в России: к новой бизнес-модели" 27-28 ноября 2003 г Санкт-Петербург

Опубликовано: 16 сентября 2005

Конверсия предприятия как форма поиска новых бизнес-моделей

Трансформация форм собственности, транзитивный характер экономической среды, глобализация хозяйственной жизни привели к изменению стратегического типа предприятий, появлению предприятий-лидеров, успешно и постоянно проводящих политику адаптации и самонастройки к меняющимся условиям хозяйствования. Каким образом можно эффективно управлять необходимыми изменениями? Существует ли универсальная форма бизнес-модели?

Все разнообразие современных концепций управления предприятием, на наш взгляд, можно свести к следующим базовым направлениям:

  • Антикризисный менеджмент – управление, направленное на раннюю диагностику локальных кризисов с целью предотвращения общесистемных кризисов в деятельности предприятия. Ему соответствуют стратегии стабилизации, консолидации ресурсов, в некоторой степени стратегия роста;
  • Кризисный менеджмент – управление, направленное на скорейший вывод предприятия из кризисной ситуации и преодоление кризисных появлений в его финансовой , экономической и производственных сферах. Соответствующие стратегии -стратегии выживания, консолидации, стабилизации
  • Менеджмент изменений – управление, направленное на обеспечение динамического организационного и производственного соответствия предприятия изменчивым условиям внешней среды. Соответствующие стратегии – рост и развитие предприятия.

Реформирование предприятий соответствует антикризисному и кризисному типу управления предприятием. Преобразование хозяйственной системы, реализуемое в процессе управления изменениями, в дальнейшем мы будем называть «конверсией хозяйственной системы».

Термин «конверсия» (от лат. conversio – превращение, изменение) употребляется в нескольких научных направлениях – в биологии, экономике и финансах, социологии, психологии, информатике. Конверсия – существенное преобразование, изменение условий и способа организации.

Следует отметить, что, «конверсия военно-промышленного комплекса» сильно упростила и исказила смысловое содержание понятия «конверсии» в массовом сознании.

Конверсия – это многофункциональный управленческий феномен, оказывающий влияние на мотивации, цели и методы управленческой деятельности.

Конверсия, как процесс управления изменениями системы, обеспечивающий динамическое, организационное и производственное соответствие предприятия условиям внешней среды, позволяет дифференцированно подходить к выбору новой бизнес-модели с учетом специфики кризиса социально-экономической системы, обеспечивая развитие предприятия.

В настоящее время под развитием понимают качественное изменение состава, связей (т.е. структуры) и функционирования системы, или, кратко, любое качественное изменение системы. Развитие может идти как по линии прогресса, так и регресса, и выражаться в эволюционной или революционной форме.

Количественное изменение состава и взаимосвязей системы выражает понятие «рост». Революция в теориях самоорганизации получила название скачка, фазового перехода. Эволюции системы, нередко отождествляется то с развитием, то с ростом системы, то с ее прогрессом и регрессом, иногда и со всем перечисленным одновременно, либо с изменением, дифференциацией, а в узком смысле – с количественным изменением.

В соответствии с теорией систем, в концепции управления изменениями предусмотрены два основных подхода к change-менеджменту: эволюционный (организационное развитие) и революционный (реинжиниринг бизнес-процессов).

Эволюционная и революционная модели управления изменениями представляют собой два полярных подхода, между которыми находится множество вариантов сочетаний отдельных элементов, свойственных каждому из рассматриваемых подходов.

Конверсия должна осуществляться исходя из стратегических целей развития социально-экономической системы, задействуя адаптивный и конструктивный механизмы преобразований в соответствии с поставленными задачами.

Исходя из понимания управления конверсией как процесса коррекции экономической и социальной деятельности субъекта с целью устойчивости и развития в условиях изменяющейся внешней среды, в первую очередь необходимо учитывать принципы гибкого реагирования и адаптации для предотвращения эффектов не полной управляемости или неуправляемости. Необходимо четко разграничить регулярный (антикризисный) менеджмент как совокупность управленческих технологий для решения оперативных задач и управление, адекватное целям и задачам управления изменениями хозяйственной системы. Поэтому возможны структурные (внутри предприятия) решения обоих задач, и возможен вариант аутсоринга (привлечение консультанта) для второй задачи и управляющей компании для первой.

Управление конверсией как сочетание рациональной экономической деятельности и оптимального экономического выбора предполагает приоритет стратегии развития перед ситуативным управленческим решением. Конверсия является только инструментом в решении стратегических задач. Таким образом, цели и задачи управления позволяют оценивать конверсию в единстве экономических и технологических критериев, связанных с внедрением новых бизнес-моделей на уровне оперативных решений, но подчиненных стратегическим приоритетам предприятия.

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ" Управление в России: к новой бизнес-модели» 27-28 ноября 2003 г Санкт-Петербург»

(состоит из 22 статей)

Дистрибуция глазами производителя: союз земли и воды (16 сентября 2005)

Горные бизнес-модели (16 сентября 2005)

Перспективные инструменты стратегического управления украинскими предприятиями (16 сентября 2005)

Реструктуризация промышленного предприятия – на примере Волгоградского тракторного завода. Теория и практика (16 сентября 2005)

Почему мы опять говорим о реструктуризации? (16 сентября 2005)

Реструктуризация производственных компаний (16 сентября 2005)

Конверсия предприятия как форма поиска новых бизнес-моделей (16 сентября 2005)

Простые сложные правила реструктуризации (16 сентября 2005)

К новой бизнес-модели – главное не застрять на полпути (16 сентября 2005)

Корпоративный университет «Северсталь» как инструмент развития бизнеса (16 сентября 2005)

О тонкостях начала игры в «дочки-матери» (16 сентября 2005)

Убытки от роста. Об эффекте «масштаба производства» при выводе предприятия из кризиса (16 сентября 2005)

Персонал как заинтересованная сторона в системе менеджмента предприятия (16 сентября 2005)

Концепция создания территориальной модели интегрированных бизнесов агрохолдинга (16 сентября 2005)

Создание холдинговых компаний в машиностроении России (на примере ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения») (16 сентября 2005)

Анализ основных этапов развития бизнеса в России и поиск возможных направлений дальнейшего развития (16 сентября 2005)

Всегда ли холдинговая компания подходит для текущего управления конгломератом фирм? (16 сентября 2005)

Предпосылки использования иностранных компаний для оптимизации бизнеса в России (16 сентября 2005)

К управлению знаниями или в поисках новой модели управления в машиностроении (16 сентября 2005)

Реформирование предприятий машиностроения в России и на западе. Целевые показатели и методы их достижения (16 сентября 2005)

Об эффективном собственнике (тезисы с методологическим послесловием) (16 сентября 2005)

Процессы, издержки, организация или о некоторых аспектах эксплуатации процессной модели управления (16 сентября 2005)